Программа по русскому языку для учащихся 5 класса

Программа по русскому языку составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования РА на основе Закона об образовании РА и осуществляемой в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» альтернативной (авторской) программой.

Программа предназначена для учащихся 5 класса, изучающих русский язык на базовом уровне.

Программа рассчитана на 64 часа учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РА.

В программе заложены основы творческого подхода к русскому языку как к средству коммуникации. В процессе преподавания креативность проявляется в форме сотрудничества учителя и учеников. Учащиеся осваивают и моделируют различные виды речевых жанров и коммуникации, участвуют в развивающих языковых играх. Программа нацеливает ученика на самостоятельную творческую работу, выполнение оригинальных исследовательских заданий, проектов, презентаций, фильмов.

При решении конкретных коммуникативных задач используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения, что способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, подлинно коммуникативной обстановки, взаимной поддержки. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл. Учебный материал вводится в виде диалогов, отражающих ситуации повседневной жизни. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке выступает проектная методика.

Иностранный язык, в частности русский язык, наряду с родным языком входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру учащегося, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Уроки русского языка организуются на основе личностно-ориентированного подхода. Развитие языковых и речевых умений достигается созданием на уроке творческой атмосферы. Для расширения информационного поля учеников предполагается использование интернет-ресурсов и дополнительной литературы. 

В программе представлены цели и задачи, умения и навыки, методы преподавания русского языка как иностранного в 5 классе образовательного комплекса «Мхитар Себастаци».

В преподавании на данном этапе мы ставим перед собой следующие цели:

  1. практическая цель предполагает овладение языком как инструментом для образования и общения; 
  2. общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, получения знаний о стране изучаемого языка и об окружающем мире в целом;
  3. развивающая цель направлена на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, на воспитание и разностороннее развитие учащегося.

Исходя из вышеперечисленных целей, можно выделить следующие задачи:

  1. предметные задачи включают и предполагают усвоение и применение учащимися пройденного материала;
  2. языковые задачи предполагают формирование знаний и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения;
  3. речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений (аудирование, говорение, чтение, письмо);
  4. общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с текстом, словарём, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывания.
Формы альтернативного образования в комплексе “ Мхитар Себастаци”
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Суть педагогики в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Учителя наставляют учащегося, дают советы, направляют работу в нужное русло. Дети учатся в своём темпе, в доброжелательной и комфортной обстановке занимаются в соответствии со своими интересами и предпочтениями. Обучение строится на осознании того, что каждый ученик в чем-либо уникален.

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное обучение — один из видов реализации образовательной программы, в рамках  которого связь между учеником и учителем осуществляется на основе использования информационных технологий. Необходимым условием для осуществления дистанционного обучения становится обязательное наличие мультимедийных  средств, электронных адресов, учебного блога как пространства осуществления обучения.

Дистанционное образование осуществляется в том числе для тех учащихся, которые по определенным обстоятельствам на данном этапе проживают в другой стране. Используются такие формы занятия, как практическая работа, работа над проектом, обсуждение. При этом учебная деятельность рассматривается как совместная деятельность ученика и учителя, в результате которой удовлетворяются  познавательные, поисковые и исследовательские потребности обучающегося. Учитель предоставляет ученику дистанционного обучения необходимый учебный материал, литературу, составляет задания, проверяет их, анализирует, оценивает. Ученик выполняет задания в соответствии с указанным сроком, используя для этого определенное пространство виртуальной среды.

Дистанционное образование выдвигает на первый план следующие принципы:

  • личностная направленность обучения, основанная на взаимодействии с учащимся как с субъектом, планирующим собственный учебный процесс;
  • эффективность обучения, обусловленная применением информационных технологий, дающих возможность повысить качество знаний, навыков и умений;
  • ориентация учащегося на самостоятельный поиск информации и творческое её осмысление.

Рекомендуемые медиаинструменты для дистанционного обучения

  • Microsoft Teams
  • Zoom
  • Google Classroom
  • OneNote
  • Power Point
  • Canva
  • Google Docs
  • Google Forms
  • Google Maps
  • WhatsApp
СЕМЕЙНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Семейная форма обучения — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам и с помощью учителя с использованием медиапространства и блоговедения. При таком обучении в образовательный процесс вовлечены все его субъекты: учителя, организаторы, учащиеся и их родители. Результатом такой деятельности могут быть совместные учебные продукты, в создании которых каждый из перечисленных участников обучения вносит свою лепту.

Необходимые инструменты образования

Для осуществления учебной программы учащийся должен иметь необходимые цифровые средства обучения. На уроках широко используются мультимедийные  программы, электронные пособия и учебные материалы , а также образовательные интернет-ресурсы, т.е. процесс обучения русскому языку организуется в медиаусловиях.

При решении конкретных коммуникативных задач  в преподавании русского языка как иностранного используются разные формы работ: индивидуальные (для учеников с инклюзивной формой обучения, учеников, не изучавших русский язык, учеников с особыми образовательными потребностями), парные, групповые, коллективные.

Используются следующие виды работы на уроке:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( в том числе медиапродуктов)
  • участие в дискуссии;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации.
Альтернативные виды учебной деятельности на уроках РКИ
  1. Создание статей, радиорепортажей и телевыпусков для школьных сайтов.
  2. Участие в проектах ( предметных, межпредметных, разновозрастных).
  3. Учебные экскурсии.
  4. Участие предметных флешмобах и календарных днях.
  5. Театрализованная деятельность (постановки, инсценировки, литературные вечера).
  6. Лагерная деятельность.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 5 КЛАССА

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АУДИРОВАНИЕ

На данном этапе обучения продолжается совершенствование сформированных ранее навыков и умений понимания речи на слух: распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний собеседников.

Учащиеся 5 класса должны:

  • понимать на слух речь преподавателя, одноклассников; 
  • понимать основное содержание небольшого по объему текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль звучащего текста.

Тексты для аудирования строятся на известном детям лексико-грамматическом материале, с постепенным вводом незнакомых слов.

ГОВОРЕНИЕ

Обучение говорению в 5 классе опирается на навыки говорения, сформированные ранее: 

  • умение решать коммуникативные задачи в повседневной, учебно-трудовой и бытовой сферах общения;
  • вести диалоги на знакомые темы; 
  • воспроизводить прочитанный или услышанный текст, пересказывать знакомый материал; 
  • уметь дать характеристику предмету или человеку;
  • уметь высказывать своё мнение на основе услышанного или прочитанного материала. 
ЧТЕНИЕ
  • владеть техникой чтения (читать вслух и про себя тексты с нужной интонацией и соблюдением всех правил, понимать их содержание);
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку;
  • извлекать информацию из словарей разных видов, а также энциклопедий и справочников в учебной деятельности.

Отбор текстов для чтения производится по следующим критериям:

  • близость интересам учащихся;
  • познавательная ценность;
  • коммуникативный потенциал текста;
  • соответствие языковому опыту детей.
ПИСЬМО
  • создавать письменное высказывание разных типов речи;
  • писать небольшие по объему тексты (публикации в учебных блогах);
  • пользоваться разными видами онлайн словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

РЕЧЕВЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
  • Мой день.
  • Мой дом.
  • Дружба.
  • Мой адрес не дом и не улица.
  • Моя школа, учебные предметы.
  • Мир себастийца (учебная ферма, зимний и летний лагерь, Аратес, учебное пчеловодство, школьные праздники и традиции (ариса, хапама, соленье, школа вина, школа скульптуры и т.д, медиапятницы, и т.д.).
  • Праздники, традиции и обычаи (календарные проекты и праздники образовательного комплекса: Дни Себастийцев, Барекендан (Масленица) Пасха, Ода маме, международные праздники и т.д.).
  • Здоровый образ жизни. Спорт.
  • Открываю Армению для себя (учебные путешествия по Армении).
  • Нации, страны, языки. Традиции других народов.
  • Страна изучаемого языка. Интересные факты о России.
  • Мы и окружающий нас мир.
  • Искусство, музыка, живопись, театр, кино, музеи, выставки.

Предлагаемые темы проектов: «Зелёная школа»«Моя школа»«Фольклорная шкатулка моей семьи».

Проекты в основном опираются на Учебный календарь и разрабатываются в соответствии с ним.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 5 КЛАССА

  • Антонимы. Синонимы.
  • Предлоги
  • Имя существительное. Род и число имен существительных. Падежное управление.
  • Местоимение
  • Имя прилагательное. Степени сравнения.
  • Слово и словосочетание
  • Имя числительное
  • Глаголы движения. Время и вид глагола.
  • Фразеологизмы.
  • Виды предложения по цели высказывания.
Рекомендуемая учебная литература
  • Сказки зарубежных и армянских писателей.
  • Русские народные сказки.
  • Притчи.
  • Басни Крылова, Эзопа, Айгекци.
  • Рассказы Носова, Осеевой, Драгунского, Ушинского, Успенского, Л. Н. Толстого.
  • Стихотворения Фета, Тютчева, Пушкина, Чуковского, Барто.
  • Мифы Древней Греции.
Используемые в школе сайты
  1. http://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/
  2. skazochki.narod.ru
  3. lukoshko.net
  4. 1001skazka.com
  5. http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/22/
  6. http://potomy.ru/
  7. http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/index.php
К окончанию 5 класса учащиеся должны уметь:
  • Понимать речь собеседника и вести с ним беседу на знакомые темы (окружающая среда, увлечения и т.д.)
  • Понимать основной смысл, фиксировать место действия, имена и другие факты в ходе обсуждения.
  • Понимать основное содержание обучающих телепередач и фильмов.
  • Понимать и выявлять основную идею текста с большим количеством часто используемых слов и выражений.
  • Понимать тексты информационного характера (место жительства, рацион питания, таблички с различными указаниями и т.д).
  • Понимать содержание личных писем, адресованных учащемуся в рамках заданных тем и отвечать на них.
  • Описывать людей, членов семьи, условия проживания используя короткие выражения и простые предложения.
  • Уметь представлять заранее подготовленный материал по заданной теме.
  • Используя изученные речевые конструкции, описывать окружающие его предметы и явления.
  • Уметь кратко представить основные культурные и нравственные ценности.
  • Уметь обосновать, что ему нравится, а что нет.
  • Уметь показывать и объяснять направление (идите вперед, поверните направо).
  • Вести переписку с одноклассниками и учителем, используя электронную почту образовательного комплекса.
  • Уметь составлять небольшие тексты.
  • Вести диалог, прибегая к помощи собеседника (преподавателя) даже на незнакомые ему темы.
  • Используя уже знакомую лексику, планировать свой день, свои планы и действия.
  • Вести рубрику на русском языке в личном учебном блоге.
Оценивание

Учебный год в образовательном комплексе состоит из четырех периодов. Каждый учебный период организуется в соответствии с календарём, проектами. Подведение итогов осуществляется в виде отчётов, где фиксируется участие преподавателя и учащегося в проектах.

Оценивание учебной деятельности учащегося

Оценивание учебной деятельности  в комплексе ,,Мхитар Себастаци» проводится по 10-ти балльной системе, начиная с 4-ого класса.   Оценка учащегося формируется следующем образом:

4-6 баллов                                                                                                                     

Обязательное выполнение минимальных заданий в блогах (начальная школа)

6-8 баллов                                                                                                                               

Помимо выполнения минимальных обязательных заданий, учащийся принимает активное участие в обсуждениях во время урока, умеет пересказывать текст и просмотренный фильм, задавать вопросы по тексту и отвечать на них, высказывать своё мнение, создаёт презентации и фильмы для своего блога и школьного сайта, делает переводы, принимает участиe в учебных проектах.

8-10 баллов                                                                                                                               

Учащийся принимает активное участие в обсуждениях текстов, просмотренных видеоматериалов, дополнительно читает художественную и познавательную литературу, задает вопросы и отвечает на них, общается исключительно на русском языке, выполняет дополнительные  исследовательские задания, умеeт писать небольшие статьи и делать переводы  для школьного сайта, активно ведёт блог (умеет создавать презентации и фильмы для своего блога и школьного сайта), умеет представлять свои работы перед слушателями (в классе, на смотрах), участвует в онлайн обсуждениях (пишет комментарии), принимает активное участие в учебных проектах,  образовательных смотрах и  школьных мероприятиях.

Автор: hovsepyanviktoria2013 Рубрика: Uncategorized

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s